af1461 ([info]af1461) wrote,
Previous Entry  Add to memories!  Share  Track This  Report as Adult  Next Entry

Учкудук - циклограммы

     У донецкой трагедии (22.08.2006, Ту-154М RA-85185) есть очень близкий аналог. Крупнейшая по числу жертв на территории СССР авиакатастрофа произошла 10 июля 1985 года в Узбекистане, в 68 км от поселка Учкудук.

     Экипаж выполнял пассажирский рейс по маршруту Карши-Уфа-Ленинград на самолете Ту-154Б2 СССР-85311. На борту находилось 139 взрослых пассажиров, 52 ребенка различного возраста. Взлетная масса самолета составляла 92 235 кг, центровка 26.1 % САХ, что не выходило за установленные пределы.
     При взлете ночью в 23:00 мск температура наружного воздуха составляла +33°С. Набор высоты выполнялся с максимальной скороподъемностью, предусмотренной РЛЭ. Экипаж набрал высоту 11 600 м на приборной скорости около 400 км/ч на грани срабатывания АУАСП (который был отключен). Полет проходил в зоне струйного течения, температура наружного воздуха на высоте заданного эшелона была на 16,5°С выше стандартной.
     В горизонтальном полете на автопилоте самолет вошел в режим критических углов атаки. Из-за надвигающегося срыва потока возникла тряска, которую экипаж принял за помпаж, и с целью его прекращения дважды переводил двигатели на малый газ. Вместо отдачи штурвала «от себя» для разгона и увеличения скорости КВС продолжал удерживать высоту эшелона. Самолет неоднократно выходил на большие углы атаки.
     Скорость упала до 290 км/ч и через 77 секунд после начала аварийной ситуации самолет потерял управление и вошел в плоский штопор. В процессе падения в результате помпажа произошло самовыключение всех трех двигателей. Самолет разбился в пустынной местности, погибло 200 человек.

     По поводу этой катастрофы ходило немало разговоров - как опытный экипаж мог допустить такое большое падение скорости, высказывались предположения что экипаж спал или потерял работоспособность в результате внешнего воздействия (все это не подтвердилось). Так или иначе, мы никогда не узнаем что именно послужило причиной таких действий.

В этом посте - несколько циклограмм из материалов расследования, показывающих что происходило в последние минуты полета.






  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your IP address will be recorded 

    reCAPTCHA challenge image
    Get a new challenge Get an audio challengeGet a visual challenge Help
     
    beach bum
  • 29 comments

Deleted comment

[info]af1461

May 12 2008, 14:28:38 UTC 3 years ago

Re: Зачем?

Этого мы не знаем...
Какой налет у экипажа - сведений у меня нет, к сожалению.

[info]kobbi

May 12 2008, 13:55:01 UTC 3 years ago

началось (0:3. хоть отфрендюжливай на полтора месяца (0:3

[info]lodin

May 12 2008, 14:23:17 UTC 3 years ago

Ты думаешь, они от этого перестанут падать?

[info]kobbi

May 12 2008, 14:24:42 UTC 3 years ago

нет. но я перестану дергаться (0:3. наверное

[info]af1461

May 12 2008, 14:26:01 UTC 3 years ago

Куда летишь? )

[info]kobbi

May 12 2008, 14:28:20 UTC 3 years ago

краков-амстердам. париж - м с к (0:3. Надеюсь

[info]af1461

3 years ago

[info]kobbi

3 years ago

[info]creaze

3 years ago

[info]kobbi

3 years ago

[info]russos

May 12 2008, 17:12:08 UTC 3 years ago

а как смогли подтвердить, что экипаж не спал?

мне спецы озвучивали, что основной причиной катастрофы был так называемый эффект обалдевания. Суть проста, у экипажаж отсуствовал нормальынй послеполетный отдых. Тогдашнее гостиница для экипажей аэропорту вылета - пипец полный. Антисанитария, отсуствие кондишена и прочих бытовых нормальных удобств. Т.е. экипаж в рейс вышел официально отдохнувшим, но по сути это назвать отдыхом никак нельзя + жара + общая усталость накопленная за время рейса туда, "отдыха" и подготовки полета обратно. Экипаж тут винить трудно, увы, это было системой. В общем в рейс они ушли в весьма плохом состоянии. Как говорят, высоту набирали на автопилоте в режиме удержания скорости, в наборе отключились. самолет набрал сколько мог и стал скребсти на этой высоте, в какой-то момент экипаж проснулся (толи сирена завыла то ли ещё что) ну и попытались как-то на это среагировать. Увы :(

Мне озвучивали такую версию.

[info]af1461

May 12 2008, 18:02:36 UTC 3 years ago

Про такую версию Ершов писал.
А про бодрствовавший экипаж говорил человек, читавший расшифровку ящика. По крайней мере тех кусков, что удалось восстановить. И я ему склонен верить.

[info]russos

May 12 2008, 18:37:19 UTC 3 years ago

я не только у Ершова это слышал, но естественно не претендую на истину в последней.

ага, это да, это более весомый источник.

[info]biglebowsky

August 7 2008, 15:01:57 UTC 3 years ago

Ершов написал совершенно страшную вещь: что, якобы, на данном типе самолета АУАСП надо принудительно включать перед взлетом. Если это так, то виновник катастрофы - проектировщик самолета.

[info]af1461

May 12 2008, 18:13:02 UTC 3 years ago

т.е. состояние могло быть сонное, с подавлением реакции и т.п. Но совсем никто не спал, и общение было.

[info]russos

May 12 2008, 18:37:39 UTC 3 years ago

в общем, правды не узнаем, к сожалению.

[info]exocore

May 12 2008, 18:40:45 UTC 3 years ago

приборная скорость 400 насколько может соответсветствовать реальной на этой высоте?

[info]exocore

May 12 2008, 18:42:22 UTC 3 years ago

соответствовать*, пардон

[info]af1461

May 12 2008, 20:59:15 UTC 3 years ago

Шкалы соотвествия у меня нет. При этом еще надо учитывать температурную поправку, а также скорость струйного течения. А эта струя может дуть под 250 км/час, так что относительно земли скорость могла быть какая угодно. Важна ведь приборная...

[info]61uk

May 12 2008, 20:51:07 UTC 3 years ago

В момент когда их тряхнуло в первый раз приборная 440, по числу М 0,75 - это совсем не критические скорости в наборе высоты, а поскольку АУАСП отключен скорее всего никакая сирена не звучала...Поэтому мне кажется нет поводов критиковать экипаж за непрофессионализм, ошибки-то пошли уже в критической ситуации. Ну разве что АУАСП не подготовили - его, кажется, нет в контрольных картах.

[info]af1461

May 12 2008, 20:57:29 UTC 3 years ago

Никто в общем и не обвиняет.
Правда все это было уже не в наборе, а на эшелоне...

[info]61uk

May 12 2008, 21:00:39 UTC 3 years ago

Хотя учитывая взлетый вес могли и подумать хорошенько) Видать не привык Ленинградский экипаж на термометры забортные смотреть)

[info]af1461

May 12 2008, 21:03:10 UTC 3 years ago

Ташкентские они были - самолет и экипаж. Самолет подсылался рейсом Ташкент-Карши.

[info]61uk

May 12 2008, 21:04:48 UTC 3 years ago

Хм...

[info]pepel_na_vetru

May 15 2008, 06:45:21 UTC 3 years ago

прошу прощения за невежественный вопрос

это не в этой катастрофе погибла какая-то их спортивная команда? Я даже помнила, как она называлась - забыла

[info]af1461

May 15 2008, 06:49:40 UTC 3 years ago

Re: прошу прощения за невежественный вопрос

Нет, футбольная команда "Пахтакор" погибла гораздо раньше - когда над Днепродзержинском (Украина) из-за ошибки диспетчеров столкнулись два Ту-134...
http://www.airdisaster.ru/database.php?id=24

[info]pepel_na_vetru

May 15 2008, 08:58:44 UTC 3 years ago

Re: прошу прощения за невежественный вопрос

спасибо, очень информативно.

Увы, катастрофа над Боденским озером была не единственной, когда из-за ошибки диспетчеров столкнулись два самолета.
А казалось бы, небо - такое большое, всем места хватит.
(говорю, опять же, как профан)

[info]doktoraikasap

June 2 2008, 20:44:51 UTC 3 years ago

Re: прошу прощения за невежественный вопрос

Вина диспечера была на десятом месте. Там российские пилоты накосяпорили в первую очередь, во вторую - руководство диспечерской компании, там не мог не ошибится диспечер с такой нагрузкой на одного единственного оператора (самого себя) и отсуствие связи с другими отделами и службами компании.